Назад в раздел "Притчи"
  


				ХРИСТИАНСКИЕ ПРИТЧИ И ИСТОРИИ .
 
1  «И что же дальше?»
2  Черенок от заступа.
3  Благословенный город
4  На этом заповедь кончается
5  Изучение Библии
6  Следы.
7  Полнота понимания мира
8  Две сохи
9  Поверь!
10  Мельник.
11  В парикмахерской.
12  Три монаха.
13  Милосердный Бог.
14  Кораблекрушение
15    Молитвы по привычке.
16  Твой крест
17   Пропасть
18  Что имеешь в кошельке...
19  Внешнее и внутреннее
20  Мудрый царь
21  Молодая серна
22  На необитаемом острове
23  Два жука  
24  Ребёнок
25  Человеческая мудрость
26  Деревянная кормушка
27  "И что же дальше?"
28  Урожай
29  Мытарь и фарисей.
30  Три  монаха.
31  Радость совершенная
32  На необитаемом острове
33  Человеческая мудрость
34  Огонь от светильника.
35  Неизменность внутреннего мира.
36  "Не могу одолеть тебя..."
37  Три ливанских кедра
38  Желанное безумие
39  Ты прав.
40  Дорога в храм.
41  
42  
43  
44  
45  
46  
47  
48  
49  
50
 


1		«И что же дальше?»
            Молодой жизнерадостный человек пришел к отцу и говорит:
            - Отец, порадуйся со мной, я поступил в университет. Я буду юристом! 
            Наконец-то я нашел свое счастье!
            - Очень хорошо, сын мой, – ответил отец, – значит, ты хочешь теперь 
            усердно учиться. Ну а что потом?
            - Через четыре года я защищу на отлично диплом и покину университет.
            - И что же дальше? – не отступал отец.
            - Потом я буду изо всех сил работать, чтобы как можно скорее стать 
            самостоятельным адвокатом.
            - А дальше?
            - А потом я женюсь, создам семью, буду растить и воспитывать детей, 
            помогу им выучиться и получить хорошую профессию.
            - А дальше?
            - А потом я пойду на заслуженный отдых – буду радоваться счастью 
            своих детей и покоиться в доброй старости.
            - Что же будет потом?
            - Потом? – юноша на минуту задумался. – Да, вечно никто на этой 
            земле не живет. Потом мне нужно будет, наверное, как и всем людям, 
            умереть.
            - А что потом? – спросил старый отец. – Дорогой сын, что же будет 
            потом? – дрожащим голосом проговорил отец.
            Сын еще больше задумался и сказал неуверенно:
-	Благодарю тебя, отец. Я понял. Я забыл главное...


2		Черенок от заступа
    Тысячу лет назад в одной русской деревне жил человек. Этот ч
    еловек с детства не мог двигаться, и потому единственное, что
    было ему под силу, - лежать на печке. И пролежал он так около
    тридцати лет. Вероятно, на этой же печи и закончилась бы его
    жизнь, если бы через деревню не проходил однажды старец. Путник
    зашёл как раз в ту избу, в которой лежал и молил о смерти молодой
    человек, и попросил воды.
    Больной заплакал и сказал, что не в силах помочь, потому что за
    всю свою жизнь не сделал ещё ни одного шага без помощи. Старец
    спросил: "А давно ли ты пробовал сделать этот шаг?" Оказалось, ч
    то очень давно - больной и не помнил даже, сколько лет назад.
    Тогда старец сказал: "Вот тебе волшебный посох, обопрись на него
    и сходи за водой".
    Больной был словно во сне. Он сполз с печи, обхватил руками посох
    и... встал! Он заплакал снова, но на этот раз уже от счастья.
    "Как мне отблагодарить тебя и что за чудесный посох дал ты мне?!"
    - воскликнул молодой человек. "Этот посох - обычный черенок от
    заступа, который я подобрал у тебя на крыльце, - отвечал старец.
    - В нём нет ничего волшебного, как не было на самом деле твоей
    болезни. Ты смог встать, потому что забыл о своей слабости. А
    благодарить меня не надо, вместо этого ты найди человека, который
    так же несчастен, как был совсем недавно несчастен ты сам, и
    помоги ему!"



3		Благословенный город

   Один юноша ещё в детстве слышал о необыкновенном городе, где все живут
   согласно  Писанию.  Достигнув совершеннолетия, он решил отправиться на
   поиски своей мечты.
   Путь предстоял неблизкий. Он припас всё необходимое и пустился в путь.
   Спустя сорок дней показался город; юноша вошёл в него.

   Город  был  хорош:  повсюду  царил идеальный порядок и чистота, но его
   поразило,  что  у  всех  кого он встретил, было по одной руке и одному
   глазу.
   - Возможно ли, чтобы все до единого жителя имели одинаковые увечья?
   Он начал замечать, что и они удивлены не менее, смотря на его две руки
   и оба глаза, как на преславное чудо.
   Человек осведомился у них:
   - Не тот ли это Благословенный город, где все живут согласно Писанию?
   - Он самый и есть, - ответили ему.
   -  Какая  беда  с  вами приключилась? - спросил он. - Где же у каждого
   правая рука и правый глаз?
   Толпа заволновалась.
   - Ступай за нами и увидишь, - сказали они ему.
   Его  привели  к  храму, который высился посреди города, и показали ему
   груду рук и глаз, уже успевших иссохнуть.
   -  Боже  правый,  - воскликнул юноша, - какой безжалостный завоеватель
   так безжалостно изувечил вас?
   По  толпе  пронёсся  ропот. Один из старейшин города выступил вперёд и
   сказал:
   -  Мы  сделали  это  по  доброй воле. Господь подвиг нас на это, чтобы
   обороть вселившееся в нас зло.
   Он  повёл  юношу  к главному алтарю и все последовали за ними. И юноша
   прочёл  высеченную  над  алтарём  надпись:  'Если  же правый глаз твой
   соблазняет  тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы
   погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё было ввержено в геену.

   И  если  правая  твоя рука соблазняет тебя, отсеки её и брось от себя;
   ибо  лучше  для  тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело
   твоё было ввергнуто в геену.'    <Мф 5,29-5,30>

   Юноша взволнованно крикнул:
   - Неужели нет среди вас ни мужчины, ни женщины, у которых были бы целы
   глаза и руки?
   -  Нет,  -  сказали они. - Ни один не избег сей участи, кроме тех, кто
   ещё мал, чтобы читать слово Писания и соблюдать заповеди.
   Когда  они  вышли  из  храма,  юноша немедленно покинул Благословенный
   город, потому что он был умудрён грамоте...
(. Ведический поток.)



4	«На этом заповедь кончается».
Однажды решил язычник проверить соблюдает ли христианин заповедь «». 
Встретив его он подошёл к нему и ударил со всей мочи по щеке. Огорошенный 
христианин было возмутился, но вспомнив, что по заповеди нужно подставить 
другую щеку, подставил. Язычник решил ещё раз испытать христианина и 
треснул его по другой щеке, после чего пот набросился на язычника и с тал 
колотить его. Язычник закричал: «А как же заповедь»? 
На что христианин ответил: «На этом заповедь кончается».



5		Изучение Библии 
            Однажды к одному старцу пришла дева и сказала:
            - Авва, я провожу шесть дней шести недель в посте и ежедневно изучаю 
            Ветхий и Новый Завет.
            Старец ответил:
            - Сделалась ли тебе скудость все равно, что изобилие?
            Она сказала:
            - Нет.
            - Бесчестие - как похвала?
            - Нет.
            - Враги - как друзья?
            - Нет.
            - Тогда, говорит мудрый старец, - иди и трудись, ты ничего не имеешь 
            («Христианская мудрость») 


6		Следы.
        Один человек после своей смерти попросил Господа Бога показать
   ему  весь  его  жизненный  путь. Неожиданно для себя он обнаружил, что
   рядом с его следами  была еще одна пара чьих-то следов.

        -  "Господи,  -  обратился этот человек к Богу, - а чьи это следы
   рядом с моими?"

       -  "Это  мои  следы",  -  ответил Господь. - "Я всегда был рядом с
   тобой".

       Потом  человек  обнаружил,  что  в  самых  трудных  его  жизненных
   ситуациях была только одна пара следов.

       -"Господи!"  -  снова  обратился  он  к Богу. - "Почему же в самых
   трудных  и  опасных  ситуациях, когда мне больше всего нужна была твоя
   помощь  и  поддержка,  ты покидал меня? Видишь, здесь только одна пара
   следов".

      -"Неблагодарный!" - ответил громогласно Господь. - "В самых сложных
   твоих жизненных ситуациях я нес тебя на руках!"



7		Полнота понимания мира

Однажды старец и его ученик вошли в ворота большого города, чтобы
рассказать о христианской вере.

Один христианин, житель этого рода подошёл к нему и сказал:

-- Отче, вряд ли нужны жителям этого города твои проповеди. Жители эти
тяжелы сердцем и сопротивляются слову истины. Они совсем не хотят
учиться. Не трать своё время на них.

Старец посмотрел на него и сказал:

-- Ты прав.

Несколько минут спустя, подошёл к старцу другой христианин и сказал:

-- Отче, не сомневайся: ты будешь радушно принят в этом прекрасном
городе. Люди ждут тебя и надеются услышать драгоценные слова
Евангельского учения, исходящие из твоих уст. Они истосковались по
знанию и готовы к служению. Их сердца и умы открыты для тебя.

Старец посмотрел на него и сказал:

-- Ты прав.

Ученик не выдержал и спросил старца:

-- Отче, объясни мне, как ты и одному, и другому сказал одни и те же
слова, хотя говорили они тебе совершенно противоположные вещи.

Старец сказал ученику:

-- Ты прав. Но ты наверняка заметил, что оба человека изрекали истину,
соответствующую их пониманию мира. Первый во всём видит только плохое,
второй ищет хорошее. Оба воспринимают мир таким, каким они ожидают его
увидеть. Каждый из них исходит из своего опыта понимания этого мира.
Ни один из них не солгал. Они оба сказали правду. Только не всю.
(Источник: www.light.orthodoxy.ru)



8		Две сохи
    В кузнице отремонтировали две сохи. Они выглядели одинаково. Одна из
    них осталась стоять в углу сарая. Её жизнь была легче, чем жизнь
    другой сохи, которую крестьянин на следующее утро погрузил на телегу
    и привёз на поле. Там она стала красивой и блестящей. Когда обе сохи
    вновь встретились в сарае, они с удивлением посмотрели друг на
    друга. Соха, которую не употребляли в дело, была покрыта ржавчиной.
    С завистью она смотрела на блестящую подругу:
    - Скажи, как ты стала такой красивой? Ведь мне так хорошо было в
    тишине сарая стоять в своём углу.
    - Это безделье тебя изувечило, а я стала красивой от труда.



9		Поверь!

Однажды атеист прогуливался вдоль обрыва, поскользнулся и упал вниз.
Падая, ему удалось схватиться за ветку маленького дерева, росшего из
расщелины в скале. Вися на ветке, раскачиваясь на холодном ветру, он
понял всю безнадёжность своего положения: внизу были замшелые валуны,
а способа подняться наверх не было. Его руки, держащиеся за ветку,
ослабели.
"Ну, -- подумал он, -- только один Бог может спасти меня сейчас. Я
никогда не верил в Бога, но я, должно быть, ошибался. Что я теряю?"
Поэтому он позвал:
-- Боже! Если ты существуешь, спаси меня, и я буду верить в тебя!
Ответа не было. Он позвал снова:
-- Пожалуйста, Боже! Я никогда не верил в тебя, но если ты спасёшь меня
сейчас, я с сего момента буду верить в тебя.
Вдруг Великий Глас раздался с облаков:
-- О нет, ты не будешь! Я знаю таких, как ты!
Человек так удивился, что чуть было не выпустил ветку.
-- Пожалуйста, Боже! Ты ошибаешься! Я на самом деле думаю так! Я буду
верить!
-- О нет, ты не будешь верить! Все вы так говорите.
Человек умолял и убеждал. Наконец Бог сказал:
-- Ну хорошо. Я спасу тебя. Отпусти ветку.
-- Отпустить ветку?! -- воскликнул человек. -- Не думаешь ли ты, что я
сумасшедший?
 (Источник: Притчи человечества. )



10		Мельник.
    -Жил когда-то на свете один жадный мельник. Его маленькая водяная
    мельница стояла на берегу небольшой речушки. На опушке леса
    мельник перегородил речку большой плотиной. За плотиной
    собиралось много-много воды, так что получалось целое озеро. По
    специальной трубе вода стекала с большой высоты на мельничное
    колесо и тем приводила его в движение. Ежедневно он перемалывал
    на своей мельнице много мешков зерна.
    Однажды мельник заметил небольшую трещину в стене плотины. Ему
    посоветовали сразу же отремонтировать её, чтобы не случилось
    какого несчастья. Но жадный мельник сказал, что о такой мелочи
    даже говорить не стоит и что несколько капель, которые просачиваются 
    сквозь трещину, не смогут повредить плотине. На самом же
    деле ему просто не хотелось тратить время и деньги на ремонт. Вечером
    трещина стала шире. Рабочие на мельнице обратили на это
    внимание мельника и попросили его заделать трещину. Но жадность
    мельника затмила его здравый рассудок.
    -Сегодня уже поздно, - сказал он, - подождём до завтра.
    В полночь мельник проснулся от сильного шума. Он вскочил с
    кровати, сбежал по лестнице вниз и увидел, что плотину прорвало.
    И вода из запруды растекается мельник увидел, что почти все его
    поля залиты водой. Маленькая причина, а какие большие
    последствия!



11		В парикмахерской

Один человек пришёл в парикмахерскую, чтобы его, как обычно,
подстригли и побрили. Он разговорился с парикмахером, который его
обслуживал. Говорили о разном, и вдруг, разговор зашёл о Боге.
Парикмахер сказал:
-- Что бы вы мне ни говорили, а я не верю, что Бог есть.
-- Почему? -- спросил клиент.
-- Ну ведь это ж и так ясно. Достаточно выйти на улицу, чтобы
убедиться, что Бога нет. Вот скажите, если Бог существует, откуда
столько больных людей? Откуда беспризорные дети? Если бы он
действительно существовал, не было бы ни страданий, ни боли. Трудно
представить себе любящего Бога, который допускает всё это.

Клиент на мгновение задумался, но решил промолчать, чтобы не вступать
в спор. Когда парикмахер закончил свою работу, клиент ушёл. Выйдя из
парикмахерской, он увидел на улице заросшего и небритого человека
(казалось, что тот не стригся целую вечность, настолько неряшливо он
выглядел). Тогда клиент вернулся в парикмахерскую и сказал
парикмахеру:
-- Знаете, что я вам скажу? Парикмахеров не существует.

-- Как это так? -- удивился парикмахер. -- А я разве не в счёт? Я же
парикмахер.
-- Нет! -- воскликнул клиент. -- Их не существует, иначе не было бы
заросших и небритых людей, как вон тот человек, который идёт по улице.

-- Ну, мил человек, дело ж не в парикмахерах. Просто люди сами ко мне
не приходят.
-- В том то и дело! -- подтвердил клиент. -- И я о том же: Бог есть.
Просто люди не ищут его и не приходят к нему. Вот почему в мире так
много боли и страданий.


12		Три монаха
    Было три трудолюбивых монаха. Один из них избрал для себя дело -
    примирять ссорящихся между собой людей. Другой - посещать
    больных. Третий удалился безмолвствовать в пустыню. Первый,
    трудясь по причине ссор между людьми, не мог излечить всех, и со
    скорбью прийдя к посещавшему больных, нашёл его также ослабевшим
    и не старающимся об исполнении своего обета. Согласившись, оба
    они пошли к пустыннику, поведали ему печаль свою и просили
    сказать им, что доброго сделал он в пустыне. Немного помолчав,
    пустынник влил воду в чашу и говорит:
    - Смотрите на воду.
    А вода была мутная, так что ничего не было видно в ней. Спустя
    немного времени он опять говорит:
    - Смотрите, теперь вода устоялась.
    Как только они посмотрели в воду, то увидели свои лица, как в
    зеркале. Тогда он сказал им:
    -Так бывает и с человеком, живущим среди людей, - от смущения он
    не видит грехов своих; а когда он безмолвствует, и особенно в
    пустыне, тогда видны его недостатки.



13		  Милосердный Бог. 
    Некий солдат спросил однажды одного из старцев, дарует ли Бог
    прощение грешникам. И старец ответил:
    - Скажи мне, возлюбленный, если плащ твой порвался, ты
    выбрасываешь его?
    Солдат ответил:
    - Нет. Я его чиню и продолжаю носить.
    Старец заключил:
    - Если ты заботишься о своём плаще, неужели же Бог не будет
    милосердным к своему собственному образу?



14			Кораблекрушение

Единственный человек, спасшийся после кораблекрушения, был выброшен на
необитаемый остров. Он изо всех сил молился Богу о спасении, и каждый
день всматривался в горизонт, но никто не плыл на помощь.

Измученный, он, наконец, построил хижину из обломков корабля, чтобы
защититься от стихии и сохранить свои немногие вещи. Но однажды,
побродив в поисках пищи, он вернулся и увидел, что его хижина объята
пламенем, и к небу восходит дым. Случилось самое страшное: он потерял
всё.
Объятый горем и отчаянием, он воскликнул: <<Боже, за что?>>.

Рано утром на следующий день его разбудили звуки приближающегося к
острову корабля, спешащего на помощь.
-- Как вы узнали, что я здесь? -- спросил человек своих спасителей.

-- Мы видели ваш сигнальный костёр, -- ответили они.

Как легко впасть в отчаяние, когда приходит беда. Но не нужно опускать
руки, ведь Бог заботится о нас, даже когда нас постигают боль и
страдания. Об этом надо помнить всякий раз, когда ваша хижина сгорает
дотла: может быть, это сигнальный костёр, призывающий Бога на помощь.



15			Молитвы по привычке.
    В доме одних богатых людей перестали молиться перед едой. Однажды
    к ним в гости пришёл проповедник. Стол накрыли очень изысканно,
    достали самые лучшие фруктовые соки и подали очень вкусное блюдо.
    Семья села за стол. Все смотрели на проповедника и думали, что
    теперь он помолится перед едой. Но проповедник сказал:
    - Отец семейства должен молиться за столом, ведь он первый
    молитвенник в семье.
    Наступило неприятное молчание, потому что в этой семье никто не
    молился. Отец откашлялся и сказал:
    -Знаете, дорогой проповедник, мы не молимся, потому что в молитве
    перед едой всегда повторяется одно и то же. Молитвы по привычке -
    это пустая болтовня. Эти вечные повторения каждый день, каждый
    год нисколько не помогают, поэтому мы больше не молимся.
    Проповедник удивлённо посмотрел на всех, но тут семилетняя девоч
    ка сказала:
    - Папа, неужели мне не нужно больше каждое утро приходить к тебе
    и говорить "доброе утро"?



16		Твой крест 
Одному человеку казалось, что он живёт очень тяжело. И пошёл он однажды к 
Богу, рассказал о своих несчастьях и попросил у Него: "Можно я выберу себе 
иной крест?" Посмотрел Бог на человека с улыбкой, завёл его в хранилище, где 
были кресты, и говорит: "Выбирай". 
Зашёл человек в хранилище, посмотрел и удивился: "Каких только здесь нет 
крестов - и маленькие, и большие, и средние, и тяжёлые, и лёгкие". Долго ходил 
человек по хранилищу, выискивая самый малый и лёгкий крест, и, наконец, нашёл 
маленький-маленький, лёгенький-лёгенький крестик, подошёл к Богу и говорит: 
"Боже, можно мне взять этот?" "Можно, - ответил Бог. - Это твой собственный и 
есть".



17		Пропасть 
Однажды по дороге шла толпа людей. Каждый нёс на плече свой крест. Одному 
человеку казалось, что его крест очень тяжёлый. Он был очень хитрым. Приотстав 
от всех, он зашёл в лес и отпилил часть креста. Довольный, что обхитрил всех, он 
их догнал и пошёл дальше. Вдруг на пути появилась пропасть. Все положили свои 
кресты и перешли. Хитрый человек остался на этой стороне, так как его крест 
оказался коротким.



18		Что имеешь в кошельке... 
Однажды Иисус Христос проходил через одно селение. Собралась большая толпа 
недовольных людей, которые, окружив, начали поносить его. Иисус Христос 
стоял и улыбался. Один человек, наблюдавший за происходящим, подошёл к 
Иисусу Христу и спросил, почему тот ведёт себя так. Иисус Христос ответил: 
"Каждый даёт то, что имеет в своём кошельке".



19	Внешнее и внутреннее 
Один царь, разъезжая по своему царству со своими придворными, встретил двух 
нищих старцев в изорванных одеждах. Он тотчас же остановился, вышел из 
колесницы, поклонился им до земли и поцеловал их. 
Придворные оскорбились таким поступком царя, унижающим, по их пониманию, 
царское достоинство. Прямо же высказать своё неудовольствие не решились. 
Объяснить царю неприличие его поступка взялся его родной брат. Царь выслушал 
и пообещал дать ему ответ. 
Город этот имел такой обычай. К гражданину, приговорённому к смертной казни, 
накануне посылался герольд с трубой и начинал перед окнами его дома трубить. 
Царь вечером того же дня, когда имел объяснение с братом, послал трубача к 
окнам его дома. Тот, конечно, опечалился и всю ночь провёл без сна. 
Наутро пошёл он вместе со своей женой в царский дворец. Царь принял его в 
своих внутренних покоях и сказал: "Неразумный! Ты испугался проповедника 
моей воли, хотя не сделал против меня ничего, достойного смертной казни. Как же 
тебе можно было учить меня, когда я отдал предпочтение нищим - проповедникам 
Божиим, которые громогласнее всякой трубы проповедуют мне о смерти и о 
страшном пришествии моего Владыки, пред которым я без числа согрешаю?" 
"Так, нынче обличая своё безумие, - заключил царь, - таким образом устрашился 
ты". 
Но так как брат высказал своё неудовольствие царю по совету придворных 
вельмож, то царь и их не оставил без обличения. Он приказал устроить четыре 
ящика, два из них позолотить снаружи, а внутрь положить смердящих костей; 
другие же обмазать смолой и сажей, внутрь положить драгоценные камни. 
Приготовив это, царь позвал вельмож и, указывая ящики, спросил их: "Какие 
ящики лучше - вызолоченные или обмазанные смолой?" 
Вельможи указали на первые. Царь приказал рас крыть те и другие. Дело 
объяснилось. Тогда царь сказал вельможам: "Знайте же, что нужно обращать 
внимание на внутреннее и сокровенное, а не на внешнее. Вы обиделись, когда я 
поклонился плохо одетым нищим. А я видел очами разума, что они честны и 
благородны душою".



20		Мудрый царь 
Один город имел обычай выбирать себе царей из людей, не знакомых ни с 
обычаями, ни с законами города. Избранный царь, не зная ничего, естественно, 
предавался одним только суетным удовольствиям и рассеянной праздности. По 
прошествии года его свергали с престола и ссылали на необитаемый остров, где он 
должен был терпеть бедность и разного рода лишения. 
Но однажды город выбрал себе царём мудрого человека, который занялся делами 
города и от своего советника узнал об ожидающей его участи. Предвидя 
неминуемое заточение, царь все свои богатства отправил на место ссылки прежде 
своего прибытия туда. 
Прошёл год, его сослали. Но так как он прежде позаботился о себе, то жил и там 
безбедно.


21		Молодая серна 
Молодая серна была вскормлена одним богатым человеком. Когда серна 
достаточно выросла, она, естественно, начала стремиться в пустыню. 
Однажды она пошла со двора и как-то смешалась со стадом диких серн. Рабы 
богатого человека погнались за серной, а в стаде одних серн перебили, других же 
перерезали.



22		На необитаемом острове 
Однажды корабль попал в шторм и разбился о скалы необитаемого острова. Те, 
кто спаслись, начали новую жизнь, так как при кораблекрушении у всех 
нарушилась память, проявлением чего явилось также и то, что они забыли слова 
молитвы. 
Через несколько лет на остров приплыли христианские миссионеры. Расспросив у 
обитателей острова об их жизни, они научили их молиться правильно. И когда 
миссионеры отплыли от этого острова, через некоторое время они заметили людей 
с острова, идущих за ними по воде. Оказалось, что те опять забыли слова молитвы 
и хотели заново их узнать. Миссионеры, увидев такое явление, как хождение по 
воде, ответили: "Молитесь, как молились до нас. Так вы, наверное, ближе к Богу".



23		Два жука 
Два жука полетели далеко-далеко, через луга и горы, и когда наступил вечер, они 
начали искать ночлег. 
- Вот у ручья растёт папоротник, я спрошу у него, могу ли я там переночевать, - 
сказал один. 
Папоротник согласился пустить жука на ночлег. 
- Когда стемнеет, ты мне расскажешь о твоём путешествии, я с удовольствием 
слушаю истории о чужих странах, - прошептал папоротник. 
- Это скучная компания, - подумал другой жук. - У такого невзрачного сорняка он 
хочет переночевать! Я найду другое место, пойду в гостиницу "Роза". Там всё 
благородно, и хорошо пахнет. 
Жук полетел на поиски. Когда зашло солнце, он увидел прекрасную розу. 
- Можно мне получить номер на одну ночь? Я прилетел издалека и просто нет сил 
лететь дальше. 
Я - царица цветов и не принимаю жуков, - ответила роза высокомерно, - но если 
такое дело, то я не могу тебя прогнать. Если ты будешь вести себя спокойно и 
предупредительно, то можешь остаться. 
Жук поблагодарил кивком головы и полетел на верхний листок розы. Он гордился 
этим приютом и хотел на другое утро всё рассказать своему товарищу, чтобы тот 
ему позавидовал. 
Утром, как только начало восходить солнце, а роса ещё лежала на листьях, жука 
бесцеремонно разбудили. Перед кустом стоял какой-то человек. 
- Эту розу я смогу хорошо продать! 
Он достал огромный нож и срезал цветок. Жук еле-еле успел расправить свои 
крылья и улететь. "Я не думал, что на таком гордом цветке так опасно жить", - 
удивился он. 
Жук быстро полетел к папоротнику у ручья. 
- Эй, брат, - закричал он, увидев товарища, - можно к тебе? 
- Залетай, места достаточно. Здесь хорошо и уютно! Жук с благодарностью 
принял приглашение, ведь он нагляделся "благородного света".



24		Ребёнок 
В одном городе случилась засуха. Лето было в разгаре, и городской священник 
созвал всех утром в храм молиться о дожде. Пришёл весь город, и весь город 
смеялся над одним ребёнком. Ребёнок пришёл с зонтиком. И каждый смеялся и 
говорил: "Дурачок, зачем ты притащил зонтик? Потеряешь. Дождя не будет". 
Ребёнок сказал: "А я думал, что если вы помолитесь, дождь пойдёт".



25		Человеческая мудрость 
Жил-был крестьянин, который думал, что если бы он делал погоду, то было бы 
намного лучше. "Зерно будет быстрее поспевать, - думал он, - ив колосьях будет 
больше зёрен". 
Бог увидел его мысли и сказал ему: 
- Раз ты считаешь, что знаешь лучше, когда какая погода нужна, управляй ею сам 
этим летом. 
Крестьянин очень обрадовался. Тут же он пожелал солнечной погоды. Когда 
земля подсохла, он пожелал, чтобы ночью пошёл дождь. Зерно росло, как никогда. 
Все не могли нарадоваться, а крестьянин думал: "Отлично, в этом году всё хорошо 
- и погода, и урожай. Таких колосьев я ещё ни разу в жизни не видел". 
Осенью, когда поле пожелтело, крестьянин поехал собирать урожай. Но каково 
было его разочарование: колосья-то все были пустыми! Он собрал только солому. 
И опять этот крестьянин стал Богу жаловаться, что урожай никуда не годный. 
- Но ведь ты же заказывал погоду по своему желанию, - ответил Творец. 
- Я посылал по очереди то дождь, то солнце, - стал объяснять крестьянин. - Я 
сделал всё как надо. Не могу понять, почему же колос пустой? 
- А про ветер-то ты забыл! Поэтому ничего и не получилось. Ветер нужен для 
того, чтобы переносить пыльцу с одного колоска на другой. Тогда зерно 
оплодотворяется и получается хороший полный колос, а без этого урожая не 
будет. 
Крестьянину стало стыдно и он подумал: "Лучше пусть Готсподь Сам управляет 
погодой. Мы только всё перепутаем в природе нашей "мудростью"".



26		Деревянная кормушка 
Когда-то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени 
дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал 
на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его 
жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол 
за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на 
стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он 
не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая 
хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. 
Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё. 
Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний 
сын с куском дерева в руках. 
- Что ты хочешь сделать? - спросил отец. - Деревянную кормушку, - ответил 
малыш. - Из неё папа с мамой будут кушать, когда я вырасту.



27		"И что же дальше?" 
Молодой жизнерадостный человек пришёл к отцу и говорит: 
- Отец, порадуйся со мной, я поступил в университет. Я буду юристом! Наконец-
то я нашёл своё счастье! 
-Очень хорошо, сын мой, - ответил отец, - значит, ты хочешь теперь усердно 
учиться. Ну а что потом? 
- Через четыре года я защищу на отлично диплом и покину университет. 
- И что же дальше? - не отступал отец. 
- Потом я буду изо всех сил работать, чтобы как можно скорее стать 
самостоятельным адвокатом. 
- А дальше? 
- А потом я женюсь, создам свою семью, буду растить и воспитывать детей, 
помогу им выучиться и получить хорошую профессию. 
- А дальше? 
- А потом я пойду на заслуженный отдых - буду радоваться счастью своих детей и 
покоиться в доброй старости. 
- Что же будет потом? 
- Потом? - юноша на минуту задумался. - - Да, вечно никто на этой земле не 
живёт. Потом мне нужно будет, наверное, как и всем людям, умереть. 
- А что потом? - спросил старый отец. - Дорогой сын, что же будет потом? - 
дрожащим голосом прого ворил отец. 
Сын ещё больше задумался и сказал неуверенно: 
- Благодарю тебя, отец. Я понял. Я забыл главное...



28		Урожай 
Один зажиточный крестьянин имел много полей с хорошей землёй. Он работал 
усердно, но зерно всё же не росло так хорошо, как на поле бедного крестьянина, 
находившегося рядом с его полем. Богатый крестьянин дивился этому и спросил у 
своего бедного соседа, что тот делает, чтобы на его песчаной земле всё так хорошо 
росло, каким способом он обрабатывает землю? Бедный крестьянин ответил: 
- Любезный сосед, разница только в том, что вы иначе сеете, чем я. 
- А как вы делаете? 
- С молитвой, - ответил набожный крестьянин, - в моём амбаре я склоняюсь на 
колени и молю, чтобы Бог, Творец всей Вселенной, многократно умножил мой 
посев. Поэтому земля, удобренная молитвой, самая лучшая.



29		Мытарь и фарисей.
    Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они
    праведны, и уничижали других, следующую притчу:
    Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой
    мытарь.
    Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я
    не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как
    этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего,
    что приобретаю.
    Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но,
    ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
    Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели
    тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий
    себя возвысится.



30		Три  монаха.

   Было  три  трудолюбивых  монаха.  Один  из  них избрал для себя дело -
   примирять  ссорящихся  между  собой  людей. Другой - посещать больных.
   Третий  удалился безмолвствовать в пустыню. Первый, трудясь по причине
   ссор  между  людьми,  не  мог  излечить  всех,  и  со скорбью прийдя к
   посещавшему  больных,  нашёл  его также ослабевшим и не старающимся об
   исполнении  своего  обета.  Согласившись,  оба они пошли к пустыннику,
   поведали ему печаль свою и просили сказать им, что доброго сделал он в
   пустыне. Немного помолчав, пустынник влил воду в чашу и говорит:

   - Смотрите на воду.
   А вода была мутная, так что ничего не было видно в ней. Спустя немного
   времени он опять говорит:
   - Смотрите, теперь вода устоялась.
   Как только они посмотрели в воду, то увидели свои лица, как в зеркале.
   Тогда он сказал им:
   -  Так  бывает и с человеком, живущим среди людей, - от смущения он не
   видит  грехов  своих;  а когда он безмолвствует, и особенно в пустыне,
   тогда видны его недостатки.



31		Радость совершенная

Однажды зимой Святой Франциск Ассизский шёл с братом Львом из Перузы
в Порционкюль. Было так холодно, что они дрожали от стужи. Франциск
позвал Льва, который шёл впереди, и сказал ему:
-- О брат Лев, дай Бог, чтобы наши братья подавали по всей земле
пример святой жизни. Запиши, однако, что не в этом радость
совершенная.
Пройдя немного далее, Франциск опять позвал Льва и сказал:
-- И запиши ещё, брат Лев, что если наши братья будут исцелять
больных, изгонять бесов, будут делать слепых зрячими или будут
воскрешать четырёхдневно умерших, -- запиши, что и в этом не будет
радости совершенной.
И пройдя ещё далее, Франциск сказал Льву:
-- Запиши ещё, брат Лев, что если бы наши братья знали все языки, все
науки и все писания, если бы они пророчествовали не только про
будущее, но знали бы все тайны совести души, -- запиши, что и в этом
нет радости совершенной.
Пройдя еще далее, Франциск опять позвал Льва и сказал:
-- И ещё запиши, брат Лев, овечка божья, что если бы мы научились
говорить на языках ангельских, если бы узнали течение звезд и если бы
нам открылись все клады земли и мы познали бы все тайны жизни птиц,
рыб, всех животных, людей, деревьев, камней, вод, -- запиши, что и это
не было радостью совершенной.
И пройдя ещё немного, Франциск опять позвал брата Льва и сказал ему:

-- Запищи ещё, что если бы мы были такими проповедниками, что обратили
бы всех язычников в веру Христа, -- запиши, что и в этом не было бы
радости совершенной.
Тогда Брат Лев обратился к Франциску.
-- В чем же, брат Франциск радость совершенная?
И Франциск отвечал:
-- А вот в чём. В том, что если когда мы прибудем в Порционкюль
грязные, мокрые, окоченелые от холода и голодные, попросимся пустить
нас, а привратник скажет нам: <<Что вы бродяги, шатаетесь по свету,
соблазняете народ, крадёте милостыню у бедных людей, убирайтесь
отсюда!>> -- и не отворит нам. И если мы тогда не обидимся и со
смирением и любовью подумаем, что привратник прав. И мокрые, холодные
и голодные пробудем в снегу и в воде до утра без ропота на
привратника, -- тогда, брат Лев, только тогда будет радость
совершенная.



32		На необитаемом острове

Однажды корабль попал в шторм и разбился о скалы необитаемого
острова. Те, кто спаслись, начали новую жизнь, так как при
кораблекрушении у всех нарушилась память, проявлением чего явилось
также и то, что они забыли слова молитвы.
Через несколько лет на остров приплыли христианские миссионеры.
Расспросив у обитателей острова об их жизни, они научили их молиться
правильно. И когда миссионеры отплыли от этого острова, через
некоторое время они заметили людей с острова, идущих за ними по воде.
Оказалось, что те опять забыли слова молитвы и хотели заново их
узнать. Миссионеры, увидев такое явление, как хождение по воде
ответили:
-- Молитесь, как молились до нас. Так вы, наверное, ближе к Богу.

Источник: Притчи человечества. 



33		Человеческая мудрость

    Жил-был крестьянин, который думал, что если бы он делал погоду, то
    было бы намного лучше. "Зерно будет быстрее поспевать, - думал он,
    - и в колосьях будет больше зёрен".
    Бог увидел его мысли и сказал ему:
    - Раз ты считаешь, что знаешь лучше, когда какая погода нужна,
    управляй ею сам этим летом.
    Крестьянин очень обрадовался. Тут же он пожелал солнечной погоды.
    Когда земля подсохла, он пожелал, чтобы ночью пошёл дождь. Зерно
    росло, как никогда. Все не могли нарадоваться, а крестьянин думал:
    "Отлично, в этом году всё хорошо - и погода, и урожай. Таких
    колосьев я ещё ни разу в жизни не видел".
    Осенью, когда поле пожелтело, крестьянин поехал собирать урожай. Но
    каково было его разочарование: колосья-то все были пустыми! Он
    собрал только солому.
    И опять этот крестьянин стал Богу жаловаться, что урожай никуда не
    годный.
    - Но ведь ты же заказывал погоду по своему желанию, - ответил
    Творец.
    - Я посылал по очереди то дождь, то солнце, - стал объяснять
    крестьянин. - Я сделал всё как надо. Не могу понять, почему же
    колос пустой?
    - А про ветер-то ты забыл! Поэтому ничего и не получилось. Ветер
    нужен для того, чтобы переносить пыльцу с одного колоска на другой.
    Тогда зерно оплодотворяется и получается хороший полный колос, а
    без этого урожая не будет.
    Крестьянину стало стыдно и он подумал: "Лучше пусть Готсподь Сам
    управляет погодой. Мы только всё перепутаем в природе нашей
    "мудростью"".
    Источник: Притчи человечества. /Сост. В. В. Лавский.



34		Огонь от светильника.
    Был один трудолюбивый старец в Скиту, который утруждал себя телесно,
    но был рассеянным в своих помыслах. Он пришёл к авве Иоанну Колову и
    спросил его о забывчивости. И услышал слово от него, и вернулся в
    свою келью, но забыл, что авва Иоанн сказал ему. Он пошёл снова
    спросить его и услышал от него слово. Он вернулся в свою келью и
    снова забыл слово. И таким образом многократно уходя, терял
    слышанное по своей забывчивости. После этого, ещё встретившись со
    старцем, сказал:
    - Знаешь, авва, я опять забыл, что ты мне говорил. Но чтобы не
    беспокоить тебя, я не приходил.
    Авва Иоанн сказал ему:
    - Пойди, зажги светильник.
    И он зажёг. И сказал ему ещё авва:
    - Принеси другие светильники и зажги от него.
    Он сделал так. И говорит авва Иоанн старцу:
    - Неужели терпит что-нибудь светильник, когда от него зажигают
    другие светильники?
    Тот ответил:
    - Нет.
    Авва на это сказал:
    - Так и Иоанн. Хотя бы весь Скит ходил ко мне, не воспрепятствовал
    бы мне в благодати Божией. Потому, когда хочешь, приходи, нисколько
    не рассуждая.
    Источник: Притчи человечества. /Сост. В. В. Лавский.




35		Неизменность внутреннего мира.
    Как-то два инока пришли к авве Иосифу с просьбой объяснить им, 
    лучше ли им с радостью принимать посещающих их братьев или не
    выражать этой радости. Они не успели ещё открыть рта, чтобы
    изложить ему своё затруднение, как он предупредил их вопрос и 
    вошёл в свою келью. Там покрылся старым рубищем и прошёлся между
    ними в таком одеянии, не говоря ни слова.
    Затем он снял с себя рубище, надел хорошую одежду, которую
    употреблял в праздничные дни и снова прошёлся между ними.
    Наконец, он оделся как одевался постоянно и сел с ними.
    Монахи смотрели на него с удивлением, не понимая ничего из того,
    что он представил.
    Тогда он им сказал:
    - Хорошо ли заметили вы, что я сделал?
    - Да, - ответили они.
    - Но, - прибавил Иосиф, - заметили ли вы, чтобы перемена в платье
    изменила что-нибудь и во мне? Стал ли я хуже, надев рубище? Стал
    ли я лучше, надев лучшую одежду?
    - Конечно, нет!
    - Помните же по сравнению с этим, что всё созданное, даже и люди,
    не должно ничего изменять своим появлением в нашем внутреннем
    мире. Принимайте с радостью и невинностью, и с христианской
    любовью братьев, которые посетят вас. А если никто не придёт к
    вам, храните себя в сосредоточении духа.

    Источник: Притчи человечества. /Сост. В. В. Лавский



36		"Не могу одолеть тебя..."

Однажды преподобный Макарий, набравши в пустыне финиковых ветвей для 
плетения корзин, возвращался в свою келью. На дороге встретил его диавол с 
серпом в руке и хотел им ударить его, но никак не мог. Тогда он сказал 
преподобному Макарию: "Макарий! Как много ты досаждаешь мне тем, что я 
никак не могу одолеть тебя! Что делаешь ты, то и я делаю, и ещё больше, нежели 
ты. Ты постишься, а я никогда ничего ни ем; ты бодрствуешь, а я никогда не сплю. 
Одно только есть в тебе, чем ты побеждаешь меня".
- "Что же это такое?", - спросил преподобный Макарий.
- "Смирение", - отвечал диавол, - "вот против чего я устоять не могу"



37		Три ливанских кедра

Некогда в прекрасных рощах Ливана родились три кедра. Кедры, растут
очень медленно, и эти три дерева провели целые века в раздумьях о
жизни и смерти, о природе и человечестве.

Они видели, как на землю Ливана прибыли посланники царя Соломона и
как затем, в битвах с ассирийцами, земля эта омылась кровью. Они
видели лицом к лицу заклятых врагов: Иезавель и пророка Илию. При них
был изобретён алфавит; они дивились, глядя, как мимо проходят
караваны, гружённые красочными тканями.

И в один прекрасный день кедры решили поговорить о будущем.

-- После всего, что мне довелось повидать, -- сказал первый, -- я хотел
бы превратиться в трон, на котором будет восседать самый
могущественный царь на земле.

-- А я хотел бы стать частью чего-то такого, что на веки вечные
преобразит Зло в Добро, -- сказал второй.

-- А что до меня, -- сказал третий, -- то я желал бы, чтобы люди, глядя
на меня, всякий раз вспоминали о Боге.

Прошли годы и годы, и вот, наконец, в лесу появились дровосеки. Они
срубили кедры и распилили.

У каждого кедра было своё заветное желание, но реальность никогда не
спрашивает, о чём мы мечтаем. Первый кедр стал хлевом, а из остатков
его древесины соорудили ясли. Из второго дерева сделали грубый
деревенский стол, который позже продали торговцу мебелью.

Брёвна от третьего дерева продать не удалось. Их распилили на доски и
оставили храниться на складе в большом городе.

Горько сетовали три кедра: <<Наша древесина была так хороша! Но никто
не нашёл ей достойного применения>>.

Время шло, и вот однажды, звёздной ночью, некая супружеская пара, не
нашедшая себе крова, решила переночевать в хлеву, построенном из
древесины первого кедра. Жена была на сносях. Той ночью она родила
сына и положила его в ясли, на мягкое сено.

И в тот же миг первый кедр понял, что мечта его сбылась: он послужил
опорой величайшему Царю Земли.

Несколько лет спустя в одном скромном деревенском доме люди сели за
стол, сделанный из древесины второго кедра. Прежде чем они принялись
за еду, один из них произнёс несколько слов над хлебом и вином,
стоявшими на столе.

И тут второй кедр понял, что в этот самый миг он послужил опорой не
только чаше с вином и блюду с хлебом, но и союзу между Человеком и
Божеством.

На следующий день из двух досок третьего дерева сколотили крест.
Через несколько часов привели израненного человека и прибили его к
кресту гвоздями. Третий кедр ужаснулся своей участи и принялся
проклинать жестокую судьбу.

Но не прошло и трёх дней, как он понял уготованную ему долю: человек,
висевший на кресте, стал Светочем Мира. Крест, сколоченный из
древесины этого кедра, превратился из орудия пытки в символ
торжества.

Так исполнилась судьба трёх ливанских кедров: как это всегда бывает с
мечтами, мечты их сбылись, но совсем иначе, чем они себе
представляли.



38		Желанное безумие


Про святого епископа Аммона рассказывают, что к нему привели на суд
женщину, которая обвинялась в грехе прелюбодеяния (тогда епископ
выполнял и роль судьи). Посмотрев на несчастную, святой  епископ
сказал:
-- Ты зачала ребенка, роды твои будут трудными.
Затем обратился к своим служителям:
-- Дайте ей десять аршин полотна: если она умрёт во время родов, то
оно будет ей саваном, а если родится ребенок, то оно пригодится для
него.
И отпустил женщину, не наказав её и не дав никакой епитимии. Тогда
одна дева, присутствовавшая на суде и жаждавшая, чтоб порок был
наказан, закричала:
-- Этот епископ, наверно, безумный!
На это святой ответил ей:
-- Долгие годы я молился в безмолвии в пустыне, чтобы стяжать это
безумие, и теперь не желаю расстаться с ним, не променяю его ни на
какую мирскую мудрость.



39		Ты прав.
Однажды старец и его ученик вошли в ворота большого города, чтобы рассказать 
о христианской вере.  
Один христианин, житель этого рода подошёл к нему и сказал:  
- Отче, вряд ли нужны жителям этого города твои проповеди. Жители эти тяжелы 
сердцем и сопротивляются слову истины. Они совсем не хотят учиться. Не трать 
своё время на них.  
Старец посмотрел на него и сказал:  
- Ты прав.  
Несколько минут спустя, подошёл к старцу другой христианин и сказал:  
- Отче, не сомневайся: ты будешь радушно принят в этом прекрасном городе. 
Люди ждут тебя и надеются услышать драгоценные слова Евангельского учения, 
исходящие из твоих уст. Они истосковались по знанию и готовы к служению. Их 
сердца и умы открыты для тебя.  
Старец посмотрел на него и сказал:  
- Ты прав.  
Ученик не выдержал и спросил старца:  
- Отче, объясни мне, как ты и одному, и другому сказал одни и те же слова, хотя 
говорили они тебе совершенно противоположные вещи.  
Старец сказал ученику:  
- Ты прав. Но ты наверняка заметил, что оба человека изрекали истину, 
соответствующую их пониманию мира. Первый во всём видит только плохое, 
второй ищет хорошее. Оба воспринимают мир таким, каким они ожидают его 
увидеть. Каждый из них исходит из своего опыта понимания этого мира. Ни один 
из них не солгал. Они оба сказали правду. Только не всю.




40		Дорога в храм.

Автор: http://www.slova-uspeha.ru/Articles/hram.htm 

Когда-то давно один мудрый пилигрим, странствовавший по разным землям, шел 
мимо чистого поля по направлению к храму. В поле он увидел трех работающих 
людей. В этой земле пилигрим еще ни с кем не встречался, и ему захотелось 
поговорить с этими людьми. 
Пилигрим приблизился к трем работникам и, желая предложить свою помощь, 
обратился к тому, который выглядел самым уставшим и, как показалось 
пилигриму, недовольным и даже озлобленным. "Что Вы тут делаете?" - задал 
вопрос пилигрим. Первый работник, весь перепачканный и уставший, с 
нескрываемой злобой в голосе ответил: "Что, не видишь, камни ворочаю". Такой 
ответ удивил и расстроил пилигрима, и тогда он обратился ко второму работнику 
с тем же вопросом. Второй работник на мгновение отвлекся от своей работы и 
безучастно сказал: "Не видишь разве? Деньги зарабатываю!" Пилигрим почему-
то был неудовлетворен и таким ответом, а ведь он, напомню, был мудрым 
человеком. Тогда он подошел к третьему работнику, чтобы задать все тот же 
вопрос. Третий работник остановился, отложил в сторону свой незамысловатый 
инструмент, отряхнул руки, поклонился страннику и, подняв глаза к небу, тихо 
сказал: "Я здесь строю дорогу к храму". 
Все эти люди выполняли, в общем-то, одну и ту же тяжелую работу, но понимали 
они ее по-разному, по-разному к ней относились.


 Назад в  раздел "Притчи"